понедельник, 23 ноября 2009 г.

Обращение Ассоциации АП КИТ к международным компаниям-вендорам, работающим в России

Уважаемые коллеги!

В настоящее время, в связи с серьезными изменениями экономической ситуации, российские участники ИТ-рынка проявляют особенное внимание к юридическому оформлению взаимных обязательств. Одна из причин этого - высокие риски, связанные с возможными отказами заказчиков от продолжения уже начатых проектов.

В частности реальной проблемой стала возможность отказа конечных заказчиков от получения и/или оплаты услуг по технической поддержке программных и аппаратных продуктов до истечения срока, указанного в контракте. Право на это подтверждено российским законодательством, так как в соответствии с Гражданским Кодексом РФ оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги (п. 1 ст. 779, п.1 ст. 781 ГК РФ). Данная позиция была поддержана решениями арбитражных судов РФ. Опираясь на эти решения, Минфин РФ информировал налогоплательщиков, что соответствующие расходы (оплаченные, но фактически не полученные услуги) не могут быть включены предприятием-заказчиком в себестоимость.

С другой стороны, по состоянию на ноябрь 2009 года партнерские договоры российских компаний с международными вендорами в основном заключаются по праву европейских стран. В этих договорах не предусмотрена возможность отказа от услуг технической поддержки до истечения оплаченного периода, при этом плата за очередной период (как правило, год) вносится вперед.

В результате обязательства российских партнеров перед вендорами и обязательства конечных заказчиков перед партнерами оказались несимметричны, что в настоящее время ведет к значительным убыткам в случае отказа заказчиков от услуг до истечения оплаченного партнером периода.

Правление АП КИТ, рассмотрев на своем заседании данную ситуацию, приняло решение обратиться к международным компаниям-вендорам программного и аппаратного обеспечения со следующей рекомендацией:
1. Принять меры по гармонизации взаимных юридических обязательств между участниками ИТ-рынка, действующими на территории РФ, на основе законодательства Российской Федерации.
2. Предусмотреть в договорах с российскими партнерами возможность компенсации ранее произведенных платежей (или отказа от оплаты последующих периодов) по технической поддержке в случае, если конечные заказчики, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, отказались от дальнейшего получения данных услуг.

Такие изменения привели бы к гармонизации интересов и обязательств участников ИТ-рынка на основе принципа оплаты фактически оказанных услуг, закрепленного в российском праве, и стали бы серьезным вкладом в развитие российского рынка.

Обращение принято Правлением АП КИТ 18 ноября 2009 года.
По поручению Правления АП КИТ
Николай КОМЛЕВ
Исполнительный директор АП КИТ

4 комментария:

Анонимный комментирует...

от нашего стола, вашему столу ;) А что у вендоров есть тоже своя ассоциация или они поодинчке будут воспринимать послание? Неужели они не разу не слышали сказанное и никто не просил их об этом? Говорилось много раз. Если реального рычага не будет, то сместа не сдвинуть.

Анонимный комментирует...

Может это последний "предупредительный выстрел"

Анонимный комментирует...

Ну и что дальше будет? Товар у вендоров перестанут покупать? Если вендор интересный, то никто не будет лишать себя удовольствия покупать у него, особенно если тендерные контракты эпизодичные и неосновная часть бизнеса.

Анонимный комментирует...

Если сегмент рынка интересный для вендора, то он не оставит его без внимания. Ряд компаний так и поступают.